Социально-философские идеи античности

Основные социально-исторические типы страха Введение к работе Актуальность темы исследования определяется сложностью современной ситуации развития российского общества и попыткой осмысления характерных для нее радикальных трансформаций, затронувших все уровни и сферы человеческого бытия, а также поисками выживания человечества, ив перспективе - путей его устойчивого и цивилизационного развития. Происходящие в российском обществе глобальные изменения провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с реальным расщеплением социальной структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека и повышенная тревога за судьбу человечества. Страх оказывает большое влияние на жизнь современного человека, выстраивающего в свою жизнь в сложных социальных условиях. Настроение и поведение социальных субъектов в целом зависимы от тех чувств, которые они питают в отношении будущего, и страх перед ним является типичным для современной эпохи. Проблемы социального страха, катастроф, социальной неустойчивости, деструкции актуализируются в контексте проблем выживания и развития российского общества, поиска социальных сил, которые могли бы способствовать укреплению позитивных процессов.

Предфилософия Древней Индии

Ее расцвет приходится на в до н. В истории античной философии выделяются следующие периоды: Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека"от животного другого вида" рыб. Первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум логос ; он"мерами вспыхивает и мерами угасает"; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются.

Высказал идею непрерывного изменения, становления"все течет","в одну реку нельзя войти дважды".

Можно выделить главный в социальном смысле вид страха - тотальный страх . Таким образом, древние философы утверждали, что смерть есть.

Цитаты древнегреческих философов о жизни. Делайте все с безусловной любовью. Человек должен заниматься любимым делом. Только в этом случае он добьется успеха. Лучше быть хорошим плотником, чем плохим банкиром. Другие препятствия и неблагоприятные обстоятельства это причина для поиска новых возможностей и неожиданных идей. Никто не знает вас лучше, чем вы.

В жизни вы столкнетесь с множеством людей, которые будут делиться с вами своими идеями, мнениями и видением различных ситуаций.

Представления античных философов об активности личности Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и на Западе одни и те же. Зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы. Характерной особенностью древнегреческой философии являлось стремление постичь сущность психики человека, понять ее уникальные свойства в ряду других явлений природы. Возникновение и развитие соответствующих теорий было связано как с чисто материалистическими, так и с идеалистическими воззрениями, которые с достаточной полнотой освещены в литературе.

Изучение С. играет важную роль в психологии, философии, теологии. Религия С. в этом плане, возможно, самая главная проблема социальной жизни, . Табу, по Фрейду, является очень древним запретом, наложенным извне.

Социальные концепции античных мыслителей Социальная мысль в эпоху Античности была включена в учения, объясняющие устройство и проблемы функционирования общества. Среди античных социальных мыслителей выделяются древнегреческие философы Платон и Аристотель, а также древнеримский юрист и политический деятель Цицерон. Отличительной чертой их социологического подхода являлось то, что они отождествляли общество и государство, а членами общества считали только свободно рожденных взрослых мужчин.

Основу их социологических воззрений составили концепции социальной структуры и социальной справедливости. Социальные взгляды Платона до н. Социологическое понимание структуры общества и справедливости было изложено им в диалогах"Государство" е гг. Социальную структуру, по Платону, составляли только свободнорожденные мужчины, исполняющие общественно значимые роли. Женщины, дети и рабы не включались им в состав участвующих в общественно-политической жизни полиса города-государства.

Представления античных философов об активности личности

Страх перед будущим в современном мире: страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества. Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне.

Неудивительно, что некоторые мыслители полагали этот аспект человеческого существования одним из наиболее важных в человеческой жизни.

Философия рабства формой социальной организации для цивилизованного общества. «Природа», — рассуждали древние греки. « Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом.

Философия смерти Философия смерти это в той или иной мере вся философия жизни и смерти до середины го века. Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор. Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ наличием сознания, и поэтому осознающего свою смертность , смерть приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах , эстетических ценностях, и так далее.

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла смерти , возникают фантастические идеи о возможной связи живых и умерших, мифы о существовании после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь лишь как этап на пути к загробному существованию, и придавали огромное значение сооружению гробниц пирамид , разработке методов бальзамирования трупов, и так далее.

Развитие античной философии как формы рационального осмысления в противоположность мифологическому наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию смерти. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью.

Сократ , Платон и Аристотель , пытаясь помочь преодолеть страх перед смертью , отстаивали тезис о бессмертии души.

Философия смысла жизни

Античная социальная философия Размышления о природе общества и человека почти столь же стары, как и сама философия. Уже у Гомера имеется высказывание, близкое определению человека как разумного животного. Однако ранние греческие философы — вв. Софисты середина — первая половина в.

Философия и методология в социальных науках Не случайно уже в далекой древности объектом осмысления становится такое.

Заметки о понятии страха в современной философии Добавили Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией.

Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов. Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие: Это различие связано, главным образом, с изменением самой онтологии чувства, являющегося одним из основных моментов современной философской мысли.

Перестав рассматривать чувство как тип внутреннего толкования, не-рационального и более или менее адекватного внешним событиям, современная мысль пытается, особенно начиная с Хайдеггера, понять чувство как способ бытия человека. И, в частности, как такой способ бытия, благодаря которой человек поддерживает или восстанавливает свою связь с совокупностью всего, что есть, связь, без конца компрометируемую мыслью по крайней мере, мыслью не философской и действием, которые могут достичь своей общей цели лишь путем дробления и деления.

Философские и этические проблемы похорон. Античные философы о смерти

Поэтому здесь не могло быть идей об особой сущности человека, о личности, о специфике социальной реальности, ибо человек и общество — это части и подобие космоса, которые к тому же сами соотносятся как микрокосм и макрокосм. Что касается применения принципа подобия микрокосма макрокосму к отношению человека и общества, то это приводит к философской идее тоталитаризма холизма.

Человек обезличивается, и его роль состоит лишь в функционировании на благо целого. Возникая в утопии Платона, идея тоталитаризма прочно закрепляется в утопическом мышлении. Утопия Платона, написанная, скорее, в стиле художественного произведения, изобилующая мифологемами, позволяет достаточно легко обнаружить в ней основополагающие философские идеи.

самому — на свой страх и риск — принимать решения, а следовательно, и нести Уже древние философы видели много общего между философией и Что нового вносит в социальный статус философии современность .

Трактат о храбрости Глава . Оценочные страхи Человек мыслит, сравнивая, говорили древние философы. Давая свою оценку какому-либо предмету или явлению, мы соотносим его с общей нормой, с эталоном, и в результате одобряем или осуждаем. Некоторые люди чувствуют себя ущербными, жалкими, недостойными любви, но боятся не столько самого чувства неполноценности, сколько его подтверждения, а потому избегают любого столкновения с реальностью. Чтобы проиллюстрировать это ощущение неоправданной, неотвязной неловкости, я вновь процитирую письмо Кафки к Милене.

Он рассказывает ей одну из тех притч, в которых, как мне кажется, проявляется вся творческая мощь писателя: Долго продолжаться это не могло. Даже если ты и гладила меня нежнейшей из нежнейших рукой, ты не могла не углядеть странностей, указывавших на лес, на эту мою колыбель, мою истинную родину… Я чувствовал, что надо мне уползти назад, в мою тьму, я не выносил света солнца, я был в отчаянии, как заблудившийся зверь, и я помчался что было сил, и эта неотступная мысль:

Что такое философия и как она может помочь преодолеть страх смерти?